Денис Кириков, компания UAVProf

Компания UAVProf открыла центр, в котором обучает специалистов в области беспилотной авиации. Занятия предполагают теоретическую часть и практическую — на инженерном симуляторе. Он имитирует настоящие условия полета, включая воздействие окружающей среды. В школу приходят, например, учиться специалисты в области сельского хозяйства, которые используют квадрокоптеры для распыления удобрений.

В интервью циклу «Страну меняют люди» Денис Кириков рассказал, как удалось победить бюрократию и получить сертификат на учебный центр (АУЦ), чем симулятор полета для дронов отличается от игрового, а также поделился планами создать тренажер для аппаратов весом более 30 кг.

Денис с первым отечественным гражданским дроном. Фото: личный архив героя

Мы готовим специалистов беспилотной авиации — операторов, внешних пилотов и техников, которые занимаются ремонтом и обслуживанием дронов. Наша компания называется АУЦ ООО «Школа беспилотной авиации», мы известны как платформа UAVProf, но с точки зрения организации учебного процесса — мы именно школа. Курсы подходят как для школьников и студентов, так и для взрослых, желающих обучиться с нуля или повысить квалификацию, например, пилотов или инженеров.

Обучение проходит в смешанном формате — онлайн и офлайн. Теория изучается через интернет, после нужно сдать тесты — они разработаны так, что списать не получится.

Практическая часть начинается на симуляторе, который точно имитирует выбранный вид дронов, а завершается экзаменом на полигоне под наблюдением опытных инструкторов.

UAVProf Drone Simulator на выставке «Россия». Фото: личный архив героя

Наш симулятор полета для дронов отличается от игровых аналогов тем, что беспилотники ведут себя в нем так же, как в настоящей жизни. Например, реагируют на боковой ветер или на нагрузку от видеокамеры. Действие происходит в реальной наземной и воздушной среде, что повышает качество обучения пилотов. В конце декабря или начале января представим карту одного из городов Подмосковья, созданную на основе аэрофотосъёмки.

В симуляторе есть учебные миссии для разных отраслей, где оцениваются не только технические навыки управления воздушным судном, но и выполнение специфических задач, например, опрыскивание растений удобрениями или умение облететь территорию в указанных координатах и провести аэрофотосъемку.

При оценке успешности миссии учитывается множество факторов: заряд батареи, внешняя нагрузка, точность взлета и посадки. Дроны сегодня используются для мониторинга месторождений, газопроводов и заповедников, для обнаружения лесных пожаров.

Промо-ролик UAVProf Drone Simulator


— Да, и такое их бурное развитие и внедрение в разные сферы жизни случилось буквально за десять лет.

— Я помню, пять-шесть лет назад сотрудничал с Московским физико-техническим институтом. Тогда не имел прямого отношения к авиации, но у меня за плечами был опыт в управлении логистическими предприятиями, и я изначально думал использовать беспилотную авиацию для доставки товаров.

В МФТИ я работал в лаборатории перспективных систем управления и тогда увидел большой спрос на подготовку эксплуатационных кадров по направлению робототехнических систем. Китайские, французские, американские, израильские производители предлагали не очень дорогие квадрокоптеры с простыми инструкциями, пользователи легко могли ими управлять. Рынок БПЛА стал действительно массовым, и с ростом числа беспилотных летательных аппаратов стало ясно, что это хорошая возможность создать систему подготовки отраслевых кадров.

Начали с нуля разрабатывать собственную образовательную платформу UAVProf.com. Сначала предлагали четыре направления обучения: беспилотная авиация, беспилотный наземный и водный транспорт, а также соревнования по алгоритмам группового управления. Но быстро поняли, что спрос на водный и наземный транспорт низкий — одна крупная нефтегазовая компания отправила на повышение квалификации семь инженеров и всё, поэтому сосредоточились на беспилотной авиации.

Слушатели курса подготовки во время обучения. Фото: личный архив героя

Мы были первыми, чьи программы по обучению управлению БВС прошли аккредитацию Минпросвещения России и Рособрнадзора.


Это значит, что документы, которые мы выдаем выпускникам, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации с точки зрения подготовки кадров.

Сегодня наши образовательные программы включены в учебные планы Московского авиационного института, Московского физико-технического института, Кубанского аграрного университета и еще 12 вузов. Так что мы можем проводить обучение самостоятельно или в партнерстве с этими вузами. Всего наши учебные центры работают в 25 регионах, где мы набираем группы раз в один-три месяца.

Слушатели курса подготовки педагогов по направлению эксплуатации беспилотных авиационных систем в Калининградской области. Фото: личный архив героя


— А как вам удалось получить сертификат на авиационный учебный центр?

— Он у нас недавно — с мая 2023. Мы прошли сложный процесс аккредитации в Росавиации. До нас ни одна организация не создавала монопрофильный центр в отрасли беспилотной авиации. Конечно, в процессе пришлось 300 раз исправить документы, доработать, переоформить, подождать...

Центр пока не приносит много прибыли, но мы рассчитываем на монетизацию в дальнейшем. Готовы обучать специалистов для работы с аппаратами весом более 30 кг. Думаем, что в этом сегменте в будущем будет спрос.

Мы прошли через миграцию IT-кадров, потеряли часть команды и до сих пор не можем полностью восстановить штат. Мы не просим денег и не любим гранты, но готовы брать на себя государственные заказы, а полученные средства от обучения специалистов инвестировать в развитие технологий.

Спасибо Агентству стратегических инициатив за высокую оценку, постоянную поддержку и продвижение нашей компании, особенно в органах исполнительной власти.


— Что будет с компанией и вами через десять лет?

— Жизнь покажет. Надеемся, что наши курсы будут востребованы, тем более что федеральному проекту «Кадры для беспилотных авиационных систем» помимо обучения нужны технические средства и программное обеспечение. Мы посчитали: можем подготовить 9000 специалистов за год, а полученные средства от обучения специалистов инвестировать в развитие технологий.

Планируем ввести подписку на программное обеспечение, причем весь 2024 год будем продавать бессрочные версии — от обычной до профессиональной, с различным функционалом и уровнем обновлений.

Обсуждали с коллегами из колледжей и университетов идею создать блок в отечественном симуляторе для соревнований по управлению квадрокоптерами. Платформу можно доработать за два месяца. Если Федерация гонок дронов России установит стандарты для дронов, трасс и других элементов гонок, тогда сможем заменить иностранные симуляторы на свои.

Нас иногда спрашивают, почему в симуляторе нет самолета. Самолет будет в первой половине 2024 года, но пока наш цифровой полигон ограничен размером, а какому-нибудь «Боингу» нужно 20 километров, чтобы взлететь, развернуться и приземлиться обратно.

Все-таки надо не забывать, что у нас не игра, а инженерный симулятор с точной цифровой копией местности. Чтобы создать расширенную версию, нужно заметно поработать с графикой, но у пользователей тогда должны быть мощные компьютеры. Это серьезная задача для нашей технической команды, потому что стоимость продукта ещё должна быть адекватной рынку потребления.

Краткое описание видеоролика


— Ради чего вы всё это делаете?

— Мы фанаты своего дела и любим свою страну. Нам интересна научная составляющая — не просто создать продукт для потребителей, а заниматься развитием технологии. Нам удалось два раза внедрить разработки в реальную жизнь. Хочется, чтобы и дальше получалось.

Считаю, что нужно улучшать образовательные программы и ввести менторство, чтобы подготовить следующее поколение инженеров и программистов, которые будут соответствовать требованиям рынка труда. Нужно привлекать талантливую молодежь из разных регионов и не ограничиваться только крупными городами.

Мы хотим развивать отечественные технологии, хотя понимаем, что не все проекты могут оказаться успешными. Надеюсь, что наша работа будет признана и поддержана на всех уровнях.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»